Здравствуйте, друзья! Вы никогда не задумывались о том, почему нас так привлекает Интернет? Один из ответов на этот вопрос – огромное количество информации, за доступ к которой платить не надо. В таких условиях бесплатная электронная почта уже никого не удивляет – все относятся к этому, как к должному.

Но мало кто знает, что за это надо благодарить Hotmail – компанию, которая пусть и просуществовала недолго, но зато положила начало тому, что за пользование электронной почтой с нас не требуют денег.

Сегодня перед нами есть выбор, где завести собственный E-mail. И всем известный Mail.ru, и лидер поискового рынка Yandex, и наступающий ему на пятки Google предлагают открыть почту именно у них. Взамен обещают заботу, защиту и доступ ко всем вкусняшкам.

Очень умно (и даже хитро) поступает всем известный Google. Адрес почтового ящика – того самого, который оканчивается на GMAIL.COM – тут же становится опознавательным маячком любого мобильного телефона, работающего на Android. Поэтому, если вы сделали выбор в пользу Андроида, то автоматически записываетесь в армию пользователей гугловской почты. А иначе не видать вам всех прелестей смартфона.

Впрочем, Gmail, по мнению многих, является одной из лучших почтовых служб, которые существуют на данный момент: размер электронного ящика не ограничен, можно отыскать практически любое письмо, удобный интерфейс и, конечно же, бесплатность.

И в самом деле, последний пункт – бесплатность – один из важнейших, ведь изначально электронная почта таковой не была. Удивлены? История электронной почты довольна интересна, поэтому её стоит рассмотреть.

Не так уж и давно – в 1990 году – люди получили доступ к Интернету, и именно с тех пор он и почтовый ящик стали считаться отдельными услугами. Доступ к E-mail можно было получить за дополнительную плату.

Интересное дело: можно было не платить за Интернет, зато существовала возможность переписываться по электронке. Нужно было только оплатить услуги электронной почты и получить свой логин. Для отправки новостей по почте существовали специальные программы под началом MS DOS.

Электронная почта удобна – а это многого стоило. Люди были очарованы её быстротой и дешевизной. Но были и неудобства. А где их нет? В случае с электронной почтой недостаток был один: подключиться к ней можно было только в зоне обслуживания провайдера, что неудобно, например, при поездках.

Толчок к развитию Интернета и сайтов случился 30 апреля 1993 года – именно тогда появилась Всемирная паутина WWW. И неудивительно, что электронную почту это тоже затронуло. Всего через два года после появления Всемирной паутины паре одаренных программистов, Джеку Смиту и Сабиру Бхатиа, пришла идея создать web-интерфейс, который имел бы доступ к почте. Шёл 1995 год.

Эти два смелых парня, кое-какое время проработав в различных компаниях, решились на собственное дело. В планы входило создание web-почты, но, что удивительно, это было далеко не первостепенной задачей. Интерфейс задумывалось создать с помощью HTML – он должен был обеспечивать передачу и приём писем с почтового сервера. Но такой электронной почте требовалось название. После раздумий над идеальным названием, в котором были бы «говорящие» буквы HTML, появилась почта HoTMaiL…

Как известно, без финансирования в таком деле никуда. Захватив свой бизнес-план, Смит и Бхатиа отправились на поиски средств в венчурные компании, которые вкладывают свои деньги в новые интересные идеи. Им неизвестно, будут ли проекты иметь успех, а потому они сильно рискуют, ведь в случае неудачи компания ничего не получит. Зато, если идея окупится, то все затраты будут с лихвой возмещены.

Компания, которая дала добро на проект, была далеко не первой, в которую обратились друзья. Она называлась Draper Fisher Jurvetson, сокращенно DFJ, и единственным предложением, привлёкшим ее, оказалась именно бесплатная почта. Но у них были следующие требования:

  • назвать фирму Hotmail, а не HoTMaiL;
  • на рекламу дать не меньше 50-ти тысяч долларов;
  • в конце каждого письма кратко писать: «P.S. Я люблю тебя. Получи бесплатный электронный ящик на Hotmail».

Друзья были против последнего, ведь такая приписка выглядела спамом! В итоге пришли к компромиссу: оставили совет о бесплатной почте, но слова о любви убрали.

Дату открытия нового сервера специально назначили на 4 июля, День Независимости США. Был 1996 год. Дата была выбрана не случайно – этот день должен был стать в развитии электронной почты началом новой эры.

У нового сервера были три достоинства, которые, безусловно, выделяли его среди остальных:

  1. Доступность в любой точке мира.
  2. Независимость от специальных программ – почтовых клиентов.
  3. Самое главное — абсолютная бесплатность.

Казалось бы, проект обречён на провал – ведь стартовая сумма на него, по нынешним меркам, была смехотворно маленькая! Однако он стал невероятно успешным: уже через шесть месяцев на сайте Нotmail было миллион пользователей, а через год был преодолён рубеж в 12 000 000.

И уже в 1997 году фирма, которая просуществовала всего-ничего, была продана Microsoft за несколько сотен миллионов долларов. Как думаете, довольна ли была венчурная компания?

Кстати говоря, та самая строчка, которая заканчивала каждое письмо – совет о регистрации почты – всё-таки сыграла свою роль в продвижении Hotmail, ведь именно благодаря ей Hotmail стала известна как первая компания, пиарившаяся с помощью «вирусного маркетинга».

Что можно добавить? Несомненно, нам следует сказать СПАСИБО компании Hotmail, ведь без них мы могли бы до сих пор платить за электронную почту. А такой расклад устроил бы далеко не всех… (Для любителей халявы советую прочитать статью про бесплатные онлайн-сервисы).

С погружением в историю, Сергей Чесноков