Здравствуйте, уважаемые читатели! Упрощённый режим налогообложения считается одним из самых популярных в России. Многие предприниматели при ведении бизнеса выбирают именно его, чтобы платить меньше налогов.

Независимо от того, какая у вас форма организации – ИП или ООО – расчёт налоговых сборов по УСН производится по одной схеме (за исключением некоторых поблажек, существующих для ИП). Но перед тем, как узнать об этом более подробно, вам нужно ознакомиться с видами упрощённой системы налогообложения. Я уже писал об этом статью, поэтому здесь повторю всё кратко.

Виды УСН

Упрощёнка различается в зависимости от налоговой базы, в качестве которой могут выступать:

  • Доходы – ставка 6%.
  • Доходы минус расходы – 15%.

У каждого из видов есть свои преимущества, которые нужно рассматривать в контексте конкретного бизнеса. Только тогда можно сказать, какой тип упрощённой системы выгоднее.

Расчёт

Чтобы понять, как рассчитать налог по УСН, нужно взять для примера конкретные цифры. Так будет нагляднее.

Допустим, ООО работает на упрощёнке с объектом «доходы». В этом случае налоговые отчисления составят 6 процентов от общей выручки организации за период времени. Так как платежи по УСН необходимо делать ежеквартально, то для расчёта суммы отчислений берётся сумма доходов по итогам каждого квартала.

Например, за первые три месяца 2016 года предприятие заработало 250 тысяч рублей. Каков будет налог? Считаем 6% — получаем 15000.

Во 2 кв. выручка составила 300 000. Чтобы посчитать, сколько организация должна заплатить по итогам двух кварталов, нужно сложить все доходы за первое полугодие и с этой суммы взять шесть процентов.

Таким образом, отчисления за полугодие составят 550 000 x 6% = 33 000. Но так как 15 000 уже было заплачено в 1 кв., то останется внести 18 000.

Аналогично считается налоговый платёж по УСН по итогам третьего квартала и целого года.

Рассмотрим другой пример.

Индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему со ставкой 15 процентов. В этом случае необходимо учитывать не только доходы, но и все расходы за отчётный период.

Допустим, заработок в 1 кв. составил 200 000 рублей. При этом сумма всех задокументированных расходов – 120 000. Разница равняется 80 000 – это значение и является налогооблагаемой базой. Налог УСН для ИП за первые три месяца = 80 000 x 15% = 12 000 рублей.

Важный нюанс – ИП имеет право уменьшить сумму платежа по упрощёнке за счёт оплаченных страховых взносов за себя (если он работает один) или за наёмных работников (в случае их наличия). Подробнее об этом написано ЗДЕСЬ.

Предположим, что в нашем примере у предпринимателя нет сотрудников. В этом случае он может снизить налоговое бремя за счёт того, что по итогам 1 квартала заплатит страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Чтобы уменьшить сумму необходимого к уплате налога до нуля, ему нужно заплатить в ПФР 12 тысяч рублей. В этом случае по УСН ничего платить не придётся.

Если он уплатит в ПФР меньшую сумму, к примеру – 5 000, то налог с прибыли снизится всего лишь на 5 тысяч и составит 7 000 руб.

Что делать, если налоговая база отрицательна?

Часто возникает такая ситуация: при УСН 15% разница между выручкой и расходами получается отрицательной. Как делать расчёт в этом случае?

Не думайте, что это избавит вас от платежей. Если бы так можно было, то все предприниматели специально завышали бы свои затраты, чтобы не платить ничего с прибыли. Однако налоговое законодательство гласит, что минимальный платёж на упрощённом режиме с объектом налогообложения «доходы минус расходы» должен равняться 1% с дохода.

Таким образом, если разница получается нулевой или отрицательной, а также в том случае, если 15% от разницы меньше, чем 1% с выручки, то предприятие должно заплатить один процент.

Пример. ИП заработал за 1 квартал 120 000 руб., потратив при этом 115 000. Налогооблагаемая база – 5 000, размер отчислений – 5 000 x 15% = 750 рублей. Теперь считаем минимальный налог по УСН: 120 000 x 1% = 1200 руб.

Так как 1200 больше 750, то к уплате полагается 1200.

Ещё раз напомню, что расчёт налогов и сборов по упрощёнке ведётся не за каждый отдельный квартал, а по итогам отчётных периодов, которыми являются:

  • Первый квартал.
  • Полугодие.
  • Первые 9 месяцев.
  • Год.

В этой статье я постарался максимально подробно (грубо говоря – на пальцах) объяснить, как правильно считать налоги, работая на упрощённой системе. Если вам не всё понятно, то задавайте свои вопросы в комментариях.

По-хорошему, этими вещами должен заниматься бухгалтер. Подготовка отчётностей, расчёт необходимых платежей – я считаю, что эту муторную работу лучше перепоручать специалистам.

Когда я регистрировал ИП, передо мной встал вопрос – как вести бухгалтерию. После раздумий и поисков оптимального решения я остановился на онлайн-сервисе «Контур.Эльба». Сейчас я вообще не парюсь по поводу подсчёта налоговых отчислений и всевозможных отчётов и деклараций – сервис делает всё за меня. И обходится это гораздо дешевле, чем нанимать бухгалтера или обратиться в аутсорсинговую компанию. В общем, рекомендую, друзья.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!

С уважением, Сергей Чесноков