Здравствуйте, уважаемые читатели!

Знакомы ли вы с понятием «краудфандинг»? Если по-простому, то это сбор народных средств для реализации какого-либо проекта. Схема работает следующим образом: один человек (или группа людей) предлагает проект на всеобщее обозрение, а все, кого он заинтересует, могут пожертвовать некоторую сумму денег на его воплощение.

Более подробно о том, что такое краудфандинг, я уже писал в ЭТОЙ статье. Советую её прочитать, если вы не до конца в теме.

Crowdfunding наиболее популярен в Европе и США. В России данное направление ещё не достигло широких масштабов. Но ситуация уже меняется. О том, как развивается краудфандинг в России, мы и поговорим далее.

Немного истории

Считается, что рынок краудфандинга стал наиболее активно развиваться лишь в начале 2000-х годов. Однако если рассматривать историю, то можно отметить, что люди с давних пор практиковали сбор денег на какие-либо общественные нужды. Такое явление было и в нашей стране.

90-е годы сильно подкосили доверие людей к различным проектам и идеям, реализующимся на народные средства. Возможно, с этим и связано то, что в России краудфандинг не так распространён, как на Западе.

Российские площадки для краудфандинга

В России первая рабочая площадка для краудфандинга под названием «С миру по нитке» появилась не так давно, в 2010 году, и была не столь популярной. Чуть позже, в середине 2012 года, в Рунете появились две площадки, которые на сегодняшний день считаются лучшими. Это- Planeta.ru и Boomstarter.

Помимо них, есть и другие сайты площадок, но в настоящее время они не являются столь успешными, как эти две.

Чтобы оценить всю «силу» и «мощь» краудфандинга, приведём несколько примеров.

  • В 2013 году на платформе Boomstarter было собрано более 3 миллионов рублей для съёмки фильма «28 панфиловцев».
  • Совсем недавно, в ноябре 2016 года, завершился сбор денег на переиздание комиксов о Черепашках Ниндзя. Проект собрал более 1,4 миллионов рублей.
  • В 2014 году было собрано более 2 миллионов рублей на съёмки документального авторского фильма Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
  • В 2015 году был зафиксирован абсолютный рекорд по сбору средств в России – на платформе Planeta.ru собрано 6 150 000 рублей на новый мультфильм «Слушая Бетховена».

Это лишь некоторые примеры — на самом деле успешных проектов гораздо больше. Вы можете сами зайти на сайты площадок и убедиться в этом.

Прошло совсем немного времени с момента появления первых краудфандинговых площадок в России, а успешных проектов становится всё больше. Более того, краудфандинг получает своё развитие. Пример: на Planeta.ru не так давно было создано направление «Онлайн кампус» для университетов. Благодаря ему у вузов появилась возможность больше не просить средства у государства, а самостоятельно решать свои проблемы (печать книг, проведение научных фестивалей и т.д.).

Если вы желаете развить собственный проект или реализовать достойную идею, вы тоже можете разместить на подобных площадках свои предложения, за которые люди смогут «голосовать». Не всем удаётся собрать требуемую сумму, но это в большой степени зависит от самого проекта — насколько он интересен людям.

Законодательство в отношении краудфандинга

К сожалению, в Российской Федерации, в отличие от западных стран, нет законодательной базы, которая регулировала бы сбор средств с помощью краудфандинга. Однако в большинстве случаев это совершенно не мешает работе краудфандинговых площадок, которые активно развиваются на протяжении последних 2-3 лет и размещают всё больше новых проектов.

И всё же — площадки обязаны соблюдать все требования, касающиеся работы платёжных агентов. Участники финансовых отношений принимают пользовательское соглашение, опубликованное на официальном сайте платформы, и обязаны соблюдать правила работы на площадке.

Со всех собранных средств платится подоходный налог 13%. Исключениями являются благотворительные организации — если они зарегистрированы официально, то не обязаны платить налоги с денежных поступлений.

Перспективы краудфандинга в России

Краудфандинг в нашей стране постепенно становится довольно привычным явлением. Стоит также отметить, что за последние два года наиболее популярными направлениями для финансирования стали социальные и культурные проекты. Также активно развивается направление образования. Неудачи других направлений могут быть связаны с их нецелевой направленностью и другими особенностями.

Примеры многих предпринимателей показывают, что краудфандинг — это возможность для многих осуществить свои задумки. Причём это доступно не какому-то ограниченному кругу лиц, а каждому из вас. Предложите свою идею на рассмотрение — возможно, именно вы получите спонсорскую помощь и реализуете её на практике. Вам также может понадобиться бизнес-план.

Свои мнения по поводу темы статьи высказывайте в комментариях.

Желаю вам удачи!

С уважением, Сергей Чесноков