Здравствуйте, уважаемые читатели! Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то знаете, чем чревато сотрудничество с неблагонадёжными контрагентами. «Партнёр», на словах обещающий одно, может в самый неподходящий момент пропасть, не выполнив принятых на себе обязательств. В итоге вы теряете не только деньги, но и драгоценное время.

При работе с поставщиком, подрядчиком или клиентом, являющимся юрлицом, вы должны оценить все возможные риски, чтобы обезопасить себя от потерь. Вот почему проверка контрагентов на добросовестность имеет большое значение. В этой статье поговорим о том, как провести полную и достоверную проверку любой организации или ИП, с которыми вы планируете заключать договор.

Как проверить контрагента?

Процесс проверки состоит из нескольких мероприятий:

  • Запрос документации, подтверждающей регистрацию компании и наличие соответствующих лицензий и сертификатов.
  • Проверка юридического адреса фирмы.
  • Изучение репутации фирмы. Посмотрите сайт компании: если он указан, то должен быть рабочим. Наличие позитивных отзывов клиентов в Интернете является дополнительным свидетельством добросовестности.
  • Использование специальных платных и бесплатных ресурсов по изучению благонадёжности контрагентов.

Список документов, которые необходимо изучить прежде, чем подписывать договор с контрагентом, следующий:

  • Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ — её можно запросить абсолютно бесплатно на официальном сайте Федеральной налоговой службы (о том, как это сделать, рассказано ЗДЕСЬ).
  • Свидетельство о государственной регистрации и ИНН. Обратите внимание на то, как давно зарегистрирована фирма. Обычно фирмы-однодневки существуют недолго.
  • Учредительные документы — Устав.
  • Подтверждение полномочий представителя контрагента (доверенность, приказ о назначении директора).

Использование проверочных сервисов

Процесс проверки можно значительно упростить и ускорить, если использовать специальные сервисы. Простота доступа, скорость получения сведений о контрагенте и достоверность информации обеспечивают онлайн сервисам большую популярность.

Они делятся на два типа: бесплатные и платные.

Первые предоставляют базовые сведения о контрагенте. Но порой и этой информации бывает достаточно, чтобы понять: что-то тут не так… Самым востребованным бесплатным ресурсом для проверки контрагентов является официальный сайт ФНС, расположенный по адресу nalog.ru.

Какой функционал есть на этом ресурсе?

  • Сервис «Риски для бизнеса», с помощью которого в течение пары минут можно получить основную информацию о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе или КФХ.
  • Проверка ИНН через сервисы «Действительные ИНН» и «Недействительные ИНН».
  • Проверка действительности Свидетельства ОГРН с помощью сервиса «Недействительные свидетельства».

Платные ресурсы позволяют получить более расширенную информацию, к которой относятся: все упоминания о разбирательствах в судах, наличие лицензий, история участия в госзакупках, результаты плановых ревизий, дополнительная контактная информация, все упоминания в сети Интернет, наличие исполнительных производств, наличие сданных деклараций в налоговые органы и т.д.

Без такого расширенного функционала не обойтись тем компаниям, которые периодически заключают сделки на крупные суммы. Лучше заранее всё досконально проверить, ведь работа с ненадёжным контрагентом может привести к большим финансовым потерям.

Какой платный сервис использовать для проверки?

Платных ресурсов и программ, предоставляющих максимально полные сведения о любой фирме или ИП, существует несколько. Самые известные из них:

  • СПАРК.
  • Прима-Информ.
  • СБиС Всё о компаниях.
  • Контур.Фокус.

Небольшой обзор некоторых программ вы можете увидеть ЗДЕСЬ.

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому если вы решили пользоваться каким-то из них, то предварительно изучите, подходит ли функционал выбранного сервиса под ваши нужды. В принципе, использовать можно любую из перечисленных программ — основная разница будет в стоимости и удобстве интерфейса.

Если бы мне пришлось выбирать, то я, скорее всего, остановился бы на Фокусе. Я уже пользуюсь несколькими сервисами Контура и вполне доволен интерфейсом, скоростью работы и предоставляемым функционалом. Всё устроено на достаточно высоком уровне. Более подробно о о возможностях Фокуса вы можете прочитать на официальной странице сервиса — это ТУТ.

Кстати, если у вас есть опыт использования какого-либо продукта для проверки контрагентов, расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях. Что понравилось, а что хотели бы улучшить?

Мошенники и недобросовестные компании есть, наверное, в каждой сфере деятельности. Они появляются потому, что многие предприниматели и организации не проверяют контрагентов перед заключением договора, доверяя им целиком и полностью. Доверие — это хорошо, но проверка никогда не помешает. Ведь если ваш бизнес будет работать без потрясений, то он сможет принести больше пользы тем, на кого направлен.

А вы как считаете?

Своё мнение и пожелания оставляйте, пожалуйста, в комментариях к этой статье. Желаю вам удачи!

С уважением, Сергей Чесноков