Здравствуйте, уважаемые читатели! С развитием технологий в IT-сфере появляются новые понятия, с которыми простые люди, далёкие от программных разработок, сталкиваются довольно редко. Новые слова и термины быстро входят в нашу жизнь, становясь постепенно всё более привычными.

В частности, ещё года два назад почти никто не производил анализ сайтов и программ по такому важному показателю, как Usability. Что это такое? Сейчас этот термин плотно входит в жизнь не только разработчиков, но и обычных людей, которые каждодневно сталкиваются с теми или иными программными продуктами или веб-ресурсами.

Юзабилити – это, в дословном переводе с английского, «используемость». Заметьте, имеется в виду не полезность продукта (её обычно подразумевают под термином «функциональность»), а его удобство для восприятия. Анализ юзабилити позволяет выявить моменты, недружелюбные для пользователей, и, в конечном итоге, повысить эффективность продукта.

Аудит сайта

Что касается веб-сайта, то очень важно оценивать удобство пользования и восприятия не с позиции разработчика, а с позиции посетителя, впервые попавшего на него. Для программиста, который делал проект, всё может выглядеть красиво, удобно и понятно. Но надо понимать, что у пользователей существуют иные критерии, и они часто в корне другие.

Кроме того, даже дизайнер, который рисует макет, подчас не может грамотно провести юзабилити аудит сайта — это просто не его специализация. Дизайн предполагает понятность и сочетаемость форм, линий и цветов. А вот usability — это совсем другая «песня», которая в первую очередь предполагает удобство использования и дружественность интерфейса, а уже потом — визуальную составляющую.

Раньше это всё была одна наука – эргономика (эргос – труд, номос – закон). Она изучала организацию рабочего пространства. Однако сейчас её специально разделили на две части, чтобы не усложнять и без того малопонятный свод правил, значительно выросший после развития веб-отрасли.

Каким же законам должно подчиняться юзабилити сайта? В общем случае достаточно сложно вывести единый комплекс правил. Скажем так – есть определённое чутьё, которое развивается спустя годы и годы. Оно встречается и у качественных программистов, и у хороших дизайнеров, и у опытных маркетологов.

Но и у этих людей нередко бывают проколы. Вот вам небольшой пример.

Дизайнер Артемий Лебедев столкнулся с тем, что люди не могут найти поиск на его личном сайте (поле находилось в самом низу страницы). Он перепробовал разные ходы и в итоге пришёл к тому, что переделал всю шапку сайта, чтобы вместить туда поле для поиска. Кроме того, пришлось сделать подпись внизу, чтобы люди, привыкшие искать поиск снизу, не гадали, куда он делся. Таким образом, старое место всё равно занято – только теперь там надпись.

Если с самого начала задуматься над usability, проблем будет меньше.

Если такие проколы возникают у веб-дизайнера, работы которого оцениваются в сотни тысяч и даже миллионы рублей, то что можно сказать об обычных пользователях, IT-лексикон которых ограничивается словами «блог, форум, социальные сети, сделайте красиво»? Конечно, они не смогут сразу поставить чёткие условия и составить грамотное ТЗ на разработку. И затем получают ресурс, который имеет множество «болевых точек», снижающих его эффективность.

Согласно статистике, более 90 процентов сайтов в Интернете (даже самые популярные) свёрстаны по старым правилам, которые в условиях нынешних скоростей распространения информации не годятся совершенно.

На многих присутствует непродуманная навигация, излишняя вложенность страниц, мелкий нечитабельный шрифт или большие кричащие заголовки, которые не хочется читать… А некоторые производят впечатление не сайтов, а страниц каких-то второсортных рекламных буклетов (созданных по низкой цене).

Если рассматривать интернет-магазины, то многие из них «грешат» некачественными фотографиями (о том, как правильно фотографировать товары, читайте ЗДЕСЬ). Кроме того, процесс оформления заказа может быть слишком сложным, а порядок оплаты и доставки не до конца расписан. Всё это ведёт к снижению продаж.

Да что там говорить. Можно взять любой сайт на аудит и найти там ошибки. Некоторые из них будут пустяковыми, но основная часть — это серьёзные «проколы», ухудшающие восприятие ресурса пользователями.

Что делает аудитор юзабилити?

Используя свой опыт, здравый смысл, внутреннее чутьё, а также оценивая основных конкурентов, он анализирует удобство навигации, выстраивает структуру, ликвидирует лишние и дублирующиеся пункты. Он даёт рекомендации по улучшению и реформированию сайта, стараясь, чтобы нововведения были максимально эффективными и в то же время не слишком меняли прежний сайт, чтобы не доставлять неудобств постоянным посетителям.

Все улучшения являются не банальной перестановкой элементов, а продуманной акцией по увеличению удобства сайта. Итог — составляется техническое задание для  тех, кто непосредственно будет видоизменять сайт (программист, верстальщик, дизайнер).

Юзабилити-анализ действительно необходим любому ресурсу. Особенно тем, которые уже давно существуют. Времена меняются, а владельцы сайтов часто не следят за текущими изменениями в интернет-сфере. Предпочтения пользователей меняются, появляются новые тренды — нужно не выпадать из течения и быть в курсе всех изменений. Только так можно максимально эффективно использовать свой интернет-проект.

Кто должен проводить анализ?

Чтобы провести качественный юзабилити аудит, нужно иметь некоторый опыт в этом. Если вы за свою жизнь досконально изучили всего несколько сайтов (свой, конкурента и соседа), то вряд ли вы сможете объективно увидеть все ошибки своего веб-ресурса.

Конечно, вы можете попросить своих знакомых и друзей проанализировать ваш сайт бесплатно. И это, между прочим, будет неплохой идеей — чем больше мнений вы соберёте, тем лучше.

Но всё же — это будет поверхностный аудит. Самый лучший вариант — заказать профессиональный анализ у специалистов.

Если вы заинтересованы в качественном результате, то я предлагаю вам услугу по комплексному аудиту вашего сайта. Срок выполнения — 5 календарных дней. В результате проведённого анализа вы получите полную картину того, насколько ваш сайт оптимизирован и является ли он дружелюбным для посетителей. Разберу ваш проект, как говорится, «по косточкам».

Готовы ли вы сделать шаг на пути к тому, чтобы ваш сайт начал выделяться в лучшую сторону на фоне конкурентов? Жду ваших комментариев!

С уважением, автор блога Сергей Чесноков