Здравствуйте, уважаемые читатели!
Как только индивидуальный предприниматель заключил гражданско-правовой или же трудовой договор с нанятым сотрудником и стал начислять ему заработную плату, он переходит из категории «работающего на себя» в категорию «работодатель», становясь налоговым агентом.
При этом неважно, будет ли этот договор краткосрочным, рассчитанным на выполнение определенного вида работ, или долгосрочным. В любом случае предприниматель берёт на себя обязанность уплачивать дополнительные платежи. А вот какие налоги платит ИП с зарплаты работников и как их правильно рассчитать – этот вопрос требует подробного рассмотрения.
НДФЛ
Индивидуальный предприниматель, после того как принял на работу персонал, по-прежнему должен перечислять платежи по выбранной им системе налогообложения, а также обязательные страховые взносы за себя.
Дополнительно за наёмных сотрудников придётся платить налог на доходы физических лиц – НДФЛ. Он исчисляется по ставке 13%, а налогооблагаемой базой является начисленная заработная плата.
Порядок расчёта таков. ИП устанавливает размер заработной платы (к примеру, 25 тысяч рублей). С неё высчитывается 13% (в нашем примере получается 3 250). Это и есть НДФЛ, который перечисляется в бюджет. В итоге сотрудник получает на руки сумму начисленной заработной платы за вычетом 13% (то есть 21 750 руб.).
По сути, данный налог удерживается с наёмного работника и не ударяет по кошельку работодателя. На предпринимателя возлагается лишь обязанность высчитывать и оплачивать НДФЛ.
Если у наёмного работника есть право на использование вычета (имущественного, по расходам на обучение или лечение, стандартный вычет за ребёнка), то он в дальнейшем может вернуть часть уплаченного подоходного налога. Но это — тема уже отдельной статьи.
Платежи во внебюджетные организации
После того, как ИП принимает на работу персонал, он обязан в указанные законом сроки уведомить об этом:
- Фонд социального страхования – в течение 30 дней (если работник нанят по трудовому договору или гражданско-правовому договору, в котором прописаны взносы на травматизм).
Также предприниматель должен начислить и заплатить за работника следующие суммы взносов (ставки приведены по состоянию на 2022 год):
- на обязательное пенсионное страхование (ОПС) — 22% от размера заработной платы (ЗП),
- на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1% от ЗП,
- на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности или материнства — 2,9%.
Всего — 30% от зарплаты. Если размер оклада составляет 25 000, то дополнительные расходы ИП составят 7500 руб. каждый месяц.
Дополнительно также уплачиваются взносы в ФСС за травматизм (по трудовому договору — всегда, по гражданско-правовому договору — если это прописано). Ставка колеблется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска (всего их 32).
Максимальная величина налогооблагаемой базы (размера заработной платы на одного сотрудника) за год установлена в пределах:
- 1 565 000 рублей — на ОПС,
- 1 032 000 рублей — на ОСС (на случай временной нетрудоспособности и по материнству).
- На ОМС лимита нет.
Эти данные актуальны на 2022 год.
В случае, если зарплата работника по итогам года окажется больше указанных значений, то с суммы превышения платится всего лишь 10% на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
Таким образом, налоги за работника — это дополнительная финансовая нагрузка на индивидуального предпринимателя. Чем больше наёмного персонала — тем выше расходы. Этот факт необходимо учитывать при разработке бизнес-плана, расчёте затрат и прибыли.
Именно из-за этой нагрузки многие работодатели специально снижают размер официальной зарплаты сотрудника, выплачивая ему деньги в так называемых «конвертах». Ведь в этом случае они заплатят за него меньше налогов. Вот только для самого работника это не всегда хорошо — небольшой размер пенсионных отчислений в итоге повлияет на его будущую пенсию…
Нужно также сказать о том, что за счёт обязательных страховых платежей за работников ИП может уменьшать сумму налога по УСН и ПСН, но не более чем на 50%.
Также не забывайте, что при найме сотрудников возрастает и количество подаваемой отчётности не только в налоговую службу, но и в ПФР и ФСС. Самостоятельно вести кадровый учёт в этом случае становится весьма проблематично, поэтому лучше его автоматизировать.
Если у вас остались какие-то вопросы по теме статьи, задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание!