Здравствуйте, уважаемые читатели! В одной из своих статей я рассказывал о том, какие разделы должен включать в себя бизнес-план. При этом рассматривалась структура, предложенная Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO).
В настоящее время международный стандарт бизнес-планирования ЮНИДО является одним из самых распространённых и активно используется по всему миру, в том числе и в России.
Помимо UNIDO, существует ещё множество методик составления бизнес-планов. Если рассказывать о каждой из них по отдельности, то статья получится слишком громоздкой, и вы вряд ли станете её читать. Для упрощения предлагаю рассмотреть основные стандарты бизнес плана, понять, почему их так много, и рассказать об их сходстве и различиях. Думаю, что так будет проще и мне, как автору, и вам, как читателям.
Какие бывают методики написания бизнес-планов
Составляя бизнес-план, вы должны заранее знать, куда вы его будете предоставлять. От этого зависит структура, которой нужно следовать в процессе разработки.
Например, для инвестора нет принципиальной разницы, с какой структурой вы будете работать. Поэтому для него подойдёт план, составленный по стандарту UNIDO. Если же вы будете подготавливать бизнес-план для СберБанка, то необходимо изучить требования, которые предъявляются со стороны банка. То же самое касается подготовки проекта для получения гранта – там свои требования.
Каждый банк может предлагать собственную методику планирования, которая будет отличаться от других. Так, свои стандарты разработали:
- СберБанк,
- ВТБ 24,
- Россельхозбанк,
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Если рассматривать федеральные государственные учреждения, то свои стандарты есть у:
- Правительства РФ (утверждён Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года №1470),
- Правительства Москвы (принят Постановлением Правительства г.Москвы от 3 июля 2007 года №676-ПП),
- Министерства экономического развития (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 года №75).
На региональном уровне свои правила определяют:
- Региональные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, центры занятости населения,
- Министерства сельского хозяйства отдельных регионов (для предоставления грантов крестьянско-фермерским хозяйствам).
Помимо этого, существуют также стандарты, разработанные различными аудиторскими и консалтинговыми агентствами. Самые известные из них:
- KPMG – крупная международная сеть, оказывающая профессиональные консалтинговые услуги. Компанией был разработан собственный стандарт бизнес-планирования. Он довольно редко используется в нашей стране и больше подходит для тех, кто подготавливает проекты для представления их за рубежом.
- BFM GROUP – украинское консалтинговое агентство, создавшее собственную методику составления бизнес-плана.
Отдельно стоит отметить стандарт TACIS, разработанный в рамках реализации программы TACIS – технической помощи Содружеству Независимых Государств. Данная программа реализовывалась Европейским Союзом с 1991 по 2006 гг. и в данный момент уже не является актуальной. Соответственно, стандарт бизнес-планирования, разработанный в рамках программы TACIS, сейчас практически не используется.
Различия и сходства разных структур
Выше я перечислил некоторые стандарты, используемые в бизнес-планировании. Я охватил лишь часть, поэтому не судите строго, если что-то забыл упомянуть. Рассказать обо всех просто невозможно. А уж расписывать содержание каждого из них в данной статье не имеет смысла.
Если вам необходимо составить бизнес-план, например, для Россельхозбанка, то соответствующую документацию вам предоставят в банке. То же самое касается и проектов, направленных на получение гранта от государства – конкурсную документацию и требования к содержанию бизнес-плана вам обязательно дадут в той госструктуре, которая будет заниматься выдачей денежных средств. Если планируете получать субсидию от биржи труда, то обращайтесь в центр занятости (ЦЗН) вашего города.
Друзья, ответа на этот вопрос у меня нет. Так уж сложилось. Поэтому нужно следовать тем правилам, которые имеются сейчас. Если сравнить между собой различные структуры, то можно заметить, что разделы в каждой из них перекликаются между собой. Различие лишь в их порядке, а также в том, что некоторые исследования могут быть выделены в отдельный раздел.
Например, в структурах ЕБРР и KPMG отдельные главы посвящены SWOT-анализу. В стандарте UNIDO данный анализ проводится в рамках главы «План маркетинга».
Любой бизнес-план всегда можно без труда переделать из одного стандарта в другой. Нужно лишь немного посидеть, перераспределить разделы, убрать лишние и дописать недостающие.
Уважаемые читатели, я занимаюсь разработкой бизнес-планов на заказ уже давно и предлагаю вам свои услуги. Если вам нужно составить бизнес-план с нуля, доработать имеющийся документ или провести финансовый расчёт, напишите мне на электронную почту, указанную в контактах. Я отвечу вам в самое ближайшее время, и мы с вами всё обсудим.