Что такое краудфандинг и как это работает?

Что такое краудфандинг

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня речь пойдёт об очень интересной теме, которая может оказаться вам весьма полезной. Я говорю о краудфандинге.

«Что это за странное словечко?» — спросите вы. В этой статье вы найдёте ответы на все свои вопросы и узнаете об этом интереснейшем направлении.

Итак, что такое краудфандинг? Определение звучит следующим образом.

Это способ привлечения денежных средств от большого количества заинтересованных людей с целью реализации какого-либо проекта.

Стоит отметить, что краудфандинг является частью более широкого понятия – краудсорсинг. Отличие в том, что краудсорсинг подразумевает привлечение не только финансовых средств, но и любой другой помощи от неравнодушных спонсоров.

История появления

Попытаться отследить корни возникновения понятия «краудфандинг» достаточно сложно. В разные времена его принципы реализовались во многих сферах. Сбор средств силами многих людей помогал строить храмы, публиковать книги, оказывать помощь нуждающимся и т.д.

Если рассматривать эту сферу шире, то можно обнаружить, что краудфандинг пронизывает даже бытовые сферы нашей жизни. Сбор денег на подарок другу или коллеге, пожертвования играющим на гитаре бродягам — это всё проявления массового сбора финансов. Вот только цели, на которые тратятся собранные средства, у всех разные.

В общем, мы все так или иначе сталкиваемся с краудфандингом, даже не подозревая, что наши повседневные действия можно озаглавить таким мудрёным зарубежным словом (которое, кстати, переводится так: crowd — толпа, fundind — финансирование).

Как это работает сегодня?

Допустим, вы планируете реализовать какой-то интересный проект, но у вас не хватает на это денег. Что вы сделаете? Пойдёте в банк за кредитом или найдёте инвестора, предоставив ему качественный бизнес-план?

Есть и другой путь — опубликовать свой проект на специальной краудфандинговой платформе и попросить финансовую помощь у всех, кто окажется неравнодушен к вашей идее. Заинтересованные пользователи изучают информацию о вашем проекте и, в случае, если им всё нравится и они готовы сделать взнос, перечисляют вам определённую сумму.

«Но кто согласится оказать мне финансовую помощь? И что он получит за это взамен?» — возразите вы.

Если вы думаете, что спонсоров не найти, так как никто не согласится давать деньги незнакомым людям без всяких гарантий, то вы ошибаетесь. Площадки для краудфандинга функционируют уже давно, причём довольно успешно.

Из примеров – американская Kickstarter, на которой в год удаётся собрать сотни миллионов долларов.

В России, помимо множества мелких, сегодня работают две наиболее популярные платформы: Planeta (используется в основном для творческих проектов) и Boomstarter (здесь размещаются проекты из самых разных сфер). Конечно, они ещё не достигли такого масштаба как зарубежные аналоги, но всё впереди. Краудфандинг стремительными темпами развивается в нашей стране.

Теперь поговорим о том, что же спонсор получает взамен. Проекты бывают абсолютно разными, и взносы денежных средств могут быть на следующих условиях:

  • Безвозмездный вклад. Человек вносит сумму, исходя из своей веры в правильность предложенной идеи, и основывается лишь на бескорыстном желании помочь в запуске. По такой схеме запускаются почти все благотворительные проекты.
  • Нефинансовый бонус. Помимо простого осознания собственного вклада в общее дело, жертвователь получает какие-либо тематические вознаграждения. Этот способ применяется довольно широко. Например, пожертвовав определённую сумму на выпуск нового альбома любимой группы, можно получить взамен бесплатный диск или билет на концерт.
  • Финансовая выгода. В данном случае, жертвуя деньги на проект, человек ожидает получить денежное вознаграждение. Это может быть доля от доходов реализованного бизнес-проекта (модель Роялти), возврат вклада с процентами (народное кредитование) или доля акций будущего предприятия (акционерный краудфандинг).

Классификация краудфандинговых проектов

Для того, чтобы обобщить информацию о краудфандинге, предлагаю классифицировать все проекты, реализуемые посредством коллективного пожертвования.

  • Бизнес-проект (или стартап). Вы начинаете свой бизнес и предполагаете, что в его запуске может быть заинтересовано большое количество людей. Примером может послужить стартап по производству надувных диванов, который собрал на площадке Boomstarter более 3 миллионов рублей.
  • Творческие начинания. Финансирование музыкального альбома или тура, фильма, фестиваля и многого другого. Это одно из самых популярных направлений в краудфандинге, которое, к тому же, пользуется активной поддержкой жертвователей. Так, в 2012 году известная российская группа Би-2 собрала средства на выпуск альбома. Один из недавних примеров — фильм «28 панфиловцев», который был снят на средства пожертвователей с того же Бумстартера.
  • Политические кампании. Если Вы верите в цели и программу политического деятеля, то можете перечислить средства в его фонд, тем самым поддержав его на политической арене.
  • Социально значимые проекты. Благотворительность давно перешла на просторы Интернета, где можно найти множество акций, призывающих помочь неимущим, тяжелобольным и пострадавшим в результате катастроф и войн.

Уважаемые читатели, остались ли у вас какие-то вопросы по краудфандингу? Как видите, этот способ привлечения денег вполне успешно можете применять и вы. Есть чем заинтересовать и что предложить? Дерзайте! Если ваша идея несёт в себе положительный заряд, то желаю вам только удачи.

Поделиться статьёй
Сергей Чесноков
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Три Дабл Ю
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы принимаете Политику конфиденциальности