Здравствуйте, уважаемые читатели! С развитием технологий в IT-сфере появляются новые понятия, с которыми простые люди, далёкие от программных разработок, сталкиваются довольно редко. Новые слова и термины быстро входят в нашу жизнь, становясь постепенно всё более привычными.
В частности, ещё лет 5-6 назад почти никто не проводил анализ сайтов и программ по такому важному показателю, как Usability. Что это такое? Сейчас этот термин плотно входит в жизнь не только разработчиков, но и обычных людей, которые каждодневно сталкиваются с теми или иными программными продуктами или веб-ресурсами.
Юзабилити – это, в дословном переводе с английского, «используемость». Заметьте, имеется в виду не полезность продукта (её обычно подразумевают под термином «функциональность»), а его удобство для восприятия. Анализ юзабилити позволяет выявить моменты, недружелюбные для пользователей, и, в конечном итоге, повысить эффективность продукта.
Аудит сайта
Что касается веб-сайта, то очень важно оценивать удобство пользования и восприятия не с позиции разработчика, а с позиции посетителя, впервые попавшего на него. Для программиста, который делал проект, всё может выглядеть красиво, удобно и понятно. Но надо понимать, что у пользователей существуют иные критерии, и они часто в корне другие.
Кроме того, даже дизайнер, который рисует макет, подчас не может грамотно провести юзабилити аудит сайта — это просто не его специализация. Дизайн предполагает понятность и сочетаемость форм, линий и цветов. А вот usability — это совсем другая «песня», которая в первую очередь предполагает удобство использования и дружественность интерфейса, а уже потом — визуальную составляющую.
Раньше это всё была одна наука – эргономика (эргос – труд, номос – закон). Она изучала организацию рабочего пространства. Однако сейчас её специально разделили на две части, чтобы не усложнять и без того малопонятный свод правил, значительно выросший после развития веб-отрасли.
Каким же законам должно подчиняться юзабилити сайта? В общем случае достаточно сложно вывести единый комплекс правил. Скажем так – есть определённое чутьё, которое развивается годами. Оно встречается и у качественных программистов, и у хороших дизайнеров, и у опытных маркетологов.
Но и у этих людей нередко бывают проколы. Вот вам небольшой пример.
Если с самого начала задуматься над usability, проблем будет меньше.
Если такие проколы возникают у веб-дизайнера, работы которого оцениваются в сотни тысяч и даже миллионы рублей, то что можно сказать об обычных пользователях, IT-лексикон которых ограничивается словами «блог, форум, социальные сети, сделайте красиво»? Конечно, они не смогут сразу поставить чёткие условия и составить грамотное ТЗ на разработку. И затем получают ресурс, который имеет множество «болевых точек», снижающих его эффективность.
Согласно статистике, большинство сайтов в Интернете (даже самые популярные) свёрстаны по старым правилам, которые в условиях нынешних скоростей распространения информации не годятся совершенно.
На многих присутствует непродуманная навигация, излишняя вложенность страниц, мелкий нечитабельный шрифт или большие кричащие заголовки, которые не хочется читать… А некоторые производят впечатление не сайтов, а страниц каких-то второсортных рекламных буклетов (созданных по низкой цене).
Если рассматривать интернет-магазины, то многие из них «грешат» некачественными фотографиями. Кроме того, процесс оформления заказа может быть слишком сложным, а порядок оплаты и доставки не до конца расписан. Всё это ведёт к снижению продаж.
Да что там говорить. Можно взять любой сайт на аудит и найти там ошибки. Некоторые из них будут пустяковыми, но основная часть — это серьёзные «проколы», ухудшающие восприятие ресурса пользователями.
Что делает аудитор юзабилити?
Используя свой опыт, здравый смысл, внутреннее чутьё, а также оценивая основных конкурентов, он анализирует удобство навигации, выстраивает структуру, ликвидирует лишние и дублирующиеся пункты. Он даёт рекомендации по улучшению и реформированию сайта, стараясь, чтобы нововведения были максимально эффективными и в то же время не слишком меняли прежний сайт, чтобы не доставлять неудобств постоянным посетителям.
Все улучшения являются не банальной перестановкой элементов, а продуманной акцией по увеличению удобства сайта. Итог — составляется техническое задание для тех, кто непосредственно будет видоизменять сайт (программист, верстальщик, дизайнер).
Юзабилити-анализ действительно необходим любому ресурсу. Особенно тем, которые уже давно существуют. Времена меняются, а владельцы сайтов часто не следят за текущими изменениями в интернет-сфере. Предпочтения пользователей меняются, появляются новые тренды — нужно не выпадать из течения и быть в курсе всех изменений. Только так можно максимально эффективно использовать свой интернет-проект.
Кто должен проводить анализ?
Чтобы провести качественный юзабилити аудит, нужно иметь некоторый опыт в этом. Если вы за свою жизнь досконально изучили всего несколько сайтов (свой, конкурента и соседа), то вряд ли вы сможете объективно увидеть все ошибки своего веб-ресурса.
Конечно, вы можете попросить своих знакомых и друзей проанализировать ваш сайт бесплатно. И это, между прочим, будет неплохой идеей — чем больше мнений вы соберёте, тем лучше.
Но всё же — это будет поверхностный аудит. Самый лучший вариант — заказать профессиональный анализ у специалистов, которые, помимо юзабилити, сделают ещё и СЕО-анализ.
Если вы заинтересованы в качественном результате, то предлагаем вам услугу по комплексному аудиту вашего сайта. Цена — договорная. В результате проведённого анализа вы получите полную картину того, насколько ваш сайт оптимизирован и является ли он дружелюбным для посетителей. Разберём ваш проект, как говорится, «по косточкам».
Готовы ли вы сделать шаг на пути к тому, чтобы ваш сайт начал выделяться в лучшую сторону на фоне конкурентов?